Тарировка ДУТ

Тарировка

Топливная шкалаТарировка — что это за непонятное слово? Что подразумевается под тарировкой? Для чего нужна тарировка?

Эти вопросы не дают покоя многим людям, кто впервые сталкивается с системами спутникового мониторинга транспорта и контроля топлива и впервые слышит данный термин.

Давайте разберемся — какой процесс в сфере спутникового контроля транспорта называется тарировкой. Для начала определимся с самим термином и узнаем, что пишут словари по поводу тарировки.

  • Большой толковый словарь современного русского языка Д.Н. Ушакова на эту тему сообщает: «Тарировать — проверить (проверять) показания каких-нибудь приборов путем сличения с показаниями контрольных приборов.»
  • Словарь русских синонимов сообщает: «Тарировать — калибровать, градуировать»
  • В Викисловаре находим: «Тарировка — градуировка измерительных приборов и регулирующих устройств», «Калибровка — проверка или измерение шкалы делений какого-нибудь измерительного прибора, сопоставление делений инструментальной шкалы со значениями измеряемой величины»

Теперь термин «тарировка» стал понятен и уже не вызывает вопросов. Осталось разобраться, какую роль играет тарировка в спутниковом мониторинге транспорта при помощи систем ГЛОНАСС и GPS.

И в этом случае, оказывается, всё достаточно просто. Все датчики уровня топлива универсальны и подходят под любой топливный бак. ДУТ различаются лишь длиной трубок. Но все баки разные по форме и объему. Два разных бака могут быть, например, одинаковой высоты, но разной длины. В связи с этим их объемы будут сильно отличаться. Так вот, чтобы диспетчер видел точное количество топлива в баках ДУТ необходимо откалибровать или тарировать. Чтобы в итоге получить тарировочную таблицу.

Тарировка бака, установка ДУТ

Полное описание процесса тарировки выглядит так:

  1. Сначала на верхней плоскости бака находят (приблизительно) центр бака.
  2. В точке, максимально близкой к центру бака высверливается отверстие под датчик уровня топлива. Если доступ к верхней плоскости бака ограничен — бак демонтируется.
  3. На подготовленное место устанавливается и герметично закрепляется с помощью саморезов и прокладки ДУТ.
  4. Устанавливается и подключается GPS ГЛОНАСС терминал мониторинга, к нему подключается ДУТ.
  5. К началу процесса тарировки бак должен быть абсолютно пустой.
  6. Специальным (эталонным) мерным ведром в бак заливаются порции топлива по 5, 10 или 20 литров и после каждой порции показатели датчика записываются в тарировочную таблицу.
  7. В дальнейшем программа диспетчера на основании тарировочной таблицы показывает количество топлива в баке сразу в литрах и миллилитрах.

 

Кроме емкостных существуют еще ультразвуковые датчики уровня топлива. Процесс тарировки происходит абсолютно аналогично. Разница состоит лишь в том, что ультразвуковой датчик устанавливается не сверху, а снизу топливного бака, и отверстие для него не высверливается.

Наши клиенты